Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016–2022 гг.). Актуальные вопросы

23 сентября 2022
Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский

deta.jpg

Доклад митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Москва, Храм Христа Спасителя. 23 сентября 2022 года).


Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваши Высокопреподобия и Преподобия! Досточтимые матушки игумении!


За 30 лет возрождения Русской Православной Церкви появилось множество монастырей, число которых в настоящее время подходит к 1000. Эти монастыри самые разные – большие и маленькие, столичные и провинциальные, одни находятся в крупных городах, другие – в отдаленных селах. Жизнь всех этих обителей требует духовного осмысления и решения проблем, с которыми насельники сталкиваются ежедневно.

Именно поэтому с момента образования Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2009 году в его составе была создана и продолжает свою работу Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Изучение тем, утвержденных к рассмотрению, и разработка соответствующих документов осуществляется в духе церковного предания в соответствии со святоотеческим учением, канонами и уставом Церкви. Документы, посвященные насущной монашеской жизни, являются обобщением духовного опыта вселенского и русского монашества, применительно к вызовам современного мира.

С 2016 по 2022 год состоялось 17 заседаний Комиссии, было проведено 7 круглых столов и экспертных совещаний с участием широкого круга монашествующих. Было подготовлено 9 документов, 7 из которых одобрены для использования в монашеской среде (все они включены в раздаточный материал):

Положение о монастырях и монашествующих. Документ принят на Освященном Архиерейском Соборе 2017 года.

Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви. Документ одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 24 августа 2019 года.

«Священнослужение монахов в женских монастырях». Документ одобрен на заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года.

«Священнослужение монахов на приходах». Документ одобрен на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года.

Положение о постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях. Документ одобрен на заседании Священного Синода 24 марта 2022 года.

«Духовное руководство монашествующими в монастырях». Документ одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 9 января 2019 года.

«Келейное правило монашествующего». Документ одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 12 октября 2021 года.

На рассмотрении:

«Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников». Документ передан в аппарат Межсоборного присутствия в 2021 году.

«Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов. Об участии монашествующих в социальных сетях». Документ передан в аппарат Межсоборного присутствия в 2022 году.

Первым и необходимым документом, к разработке которого приступила наша комиссия, стало Положение о монастырях и монашествующих. Работа над ним началась на первом заседании пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году и велась на протяжении семи лет. Документ прошел стадию обсуждения в монашеских общинах, позже – на официальных площадках Межсоборного присутствия в интернет-пространстве и в формате отзывов из епархий. В итоге он был принят на Освященном Архиерейском соборе 2017 года.

Еще до революции 1917 года была попытка составить подобный документ, чтобы регламентировать как внешнюю, так и, особенно, – внутреннюю жизнь монастырей. В 1918 году член Поместного Собора Российской Православной Церкви архиепископ Серафим (Чичагóв), руководивший Соборным отделом «Монастыри и монашество», представил Священному Собору доклад о необходимости общего Положения для монастырей и монашествующих и проект такого Положения. Однако изменившиеся условия жизни Церкви в советском обществе, выразившиеся в почти полной ликвидации монастырей, не позволили осуществиться многим решениям Поместного Собора.

Спустя почти сто лет, благодаря Предстоятелю нашей Церкви Святейшему Патриарху Кириллу был вновь поставлен вопрос о создании документа, определяющего жизнь монастырей и монашествующих на современном историческом этапе. Так было положено начало большой работе, увенчавшейся созданием Положения о монастырях и монашествующих.

Это фундаментальный документ нашей Церкви, регламентирующий жизнь монастырей и монашествующих. Все документы, принимаемые в настоящее время относительно монашества, соотносятся с Положением о монастырях и монашествующих.

Содержание документа включает как общие сведения о монашестве с исторической и канонической точек зрения, так и конкретные определения, касающиеся управления монастырем, духовного руководства насельниками, монастырских послушаний.

Как сказано в преамбуле, в документе отражаются многовековой опыт монашеской жизни и традиции русского монашества, определяются основные принципы и правила жизни монастырей Русской Православной Церкви в современных условиях, в том числе правила взаимоотношений в конкретной обители, распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний[1].

Документ задает необходимые границы, внутри которых каждый монастырь вправе самостоятельно выстраивать свою жизнь. В разных ситуациях невозможно действовать по одному и тому же образцу. Монах – человек, который посвятил себя Богу, и это – главное, а формы организации монашеской жизни могут быть разными. В соответствии с условиями существования обители выстраивается и ее духовная жизнь, определяется келейное правило для насельников, объем просветительской и любой другой деятельности монастыря.

Этой же цели служит и подготовленный Комиссией документ под названием Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви. Работа над ним была начата в 2015 году. Это весомый научно-исследовательский труд, посвященный истории монастырских уставов. В практической своей части Концепция включает методические рекомендации игуменам монастырей, содержащие достаточную информацию для составления монастырского устава, в том числе требования к стилю и оформлению.

В документе говорится: «Поскольку каждая обитель имеет свои традиции и особый уклад, зависящий от условий, в которых находится обитель, не представляется возможным ввести единый устав во всех монастырях»[2]. Документ предусматривает возможность составления разнообразных по форме уставов в русле единого монашеского предания.

В документе приводится примерный образец внутреннего устава общежительного монастыря, который можно взять за основу, включив в него местные особенности уклада обители. Приложение к документу содержит большое собрание цитат из святых отцов по различным вопросам монашеской практики.

В своей резолюции от 24 августа 2019 года на данном документе Святейший Патриарх Кирилл поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству снабжать данным пособием кандидатов, избираемых на должность игуменов и игумений монастырей.

В 2016 году Комиссия начала работу над документами «Священнослужение монахов в женских монастырях» и «Священнослужение монахов на приходах». Первоначально тема была сформулирована следующим образом: «Священнослужение монахов в женских монастырях и на приходах». В процессе работы было принято решение разделить эту тему на два вопроса и подготовить по ним два отдельных документа.

Первый документ – «Священнослужение монахов в женских монастырях» – посвящен вопросу служения и духовничества монашествующих пресвитеров в женских обителях.

В соответствии с Положением о монастырях и монашествующих, в женских монастырях «исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства»[3]. При этом современная практика знает немало случаев, когда упомянутые обязанности возлагаются на монашествующих пресвитеров. Документ отвечает на вопросы, возникающие при назначении монашествующего клирика для служения в женском монастыре.

В частности, документ указывает, что за духовное руководство в монастыре отвечает игумения, а духовник является ее помощником в деле духовного возрастания сестер. Такое разграничение полномочий позволяет избежать противостояния духовника и игумении. Документ запрещает духовнику проживание на территории монастыря и не рекомендует назначать на служение в женские монастыри иеромонахов, не имеющих богатого опыта духовной жизни. Все эти нормы подкрепляются обширным историко-каноническим обоснованием.

Документ «Священнослужение монахов в женских монастырях» был одобрен на заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года.

Следующий документ – «Священнослужение монахов на приходах» – был подготовлен в первоначальной версии в 2017 году. Затем по благословению Святейшего Патриарха были проведены внутримонашеские дискуссии по практическим вопросам, касающимся служения монашествующих на приходах.

В июле 2019 года в Санкт-Петербурге в ходе круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» состоялась дискуссия, в которой приняли участие представители монастырей епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

Вторая дискуссия проходила в рамках круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в ноябре 2019 года. В ней участвовали представители монастырей епархий Приволжского федерального округа Российской Федерации.

Третья дискуссия имела место на экспертном совещании по обсуждению документов комиссии в Москве в январе 2020 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. В ней приняли участие монашествующие, несущие послушания в Синодальных отделах, и ректоры ведущих духовных школ Русской Православной Церкви: Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Коломенской, Нижегородской и Курской духовных семинарий.

После этого по благословению Святейшего Патриарха работа над документом была продолжена совместно двумя комиссиями: Комиссией по вопросам организации жизни монастырей и монашества и Комиссией по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни, председателем которой является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Работа над документом была завершена в октябре 2021 года.

Суть документа следующая. В истории Русской Православной Церкви, а равно и на современном этапе ее существования имеет место такое явление, как священнослужение монахов на приходах. Историко-канонический анализ данного вопроса показывает, что пребывание монаха вне стен монастыря может быть лишь исключением, требующим отдельного обоснования. Положение о монастырях и монашествующих рассматривает практику служения священноиноков на приходах лишь как исключение: «В особых случаях, ради церковной пользы, решением епархиального архиерея по согласованию с игуменом монастыря монашествующий может быть направлен на исполнение послушания вне стен обители. Служение монашествующих вне обители должно быть ограничено определенным сроком, а постоянное служение в миру должно быть исключением, относящимся к отдельным монашествующим. При этом, если правящий архиерей или игумен видят, что несение подобного послушания вредит духовному устроению исполняющего его монаха, то такового следует вернуть в монастырь»[4].

Издревле монахам запрещалось покидать свои обители и совершать мирские требы. Однако в XIX веке начал распространяться обычай посылать иеромонахов на приходы. Реалии церковной жизни в ХХ веке только закрепили эту практику. Современная ситуация характеризуется тем, что, хоть и в виде исключения, некоторые монашествующие несут приходское послушание. В документе содержатся практические указания, как это служение должно быть организовано. Не следует отправлять священнослужителя из монастыря на неопределенный срок, ограничиваясь командировками на строго обозначенное время для совершения уставных богослужений, по возможности, – без исполнения Таинств (крещения и венчания). Необходимо принимать во внимание возраст монашествующего, его духовный опыт, а также пастырский опыт окормления мирян, приобретенный в обители; создать условия для его полноценного участия в братской жизни при приездах в обитель. За ним должна быть сохранена возможность соборного служения с братией и окормления у духовника. Монашеские постриги впредь совершать к определенному епархиальному монастырю или – при отсутствии такового в епархии – к архиерейскому подворью, при котором существует монашеская община[5]. В этом случае забота о духовном состоянии монашествующих возлагается на правящего архиерея.

Документ «Священнослужение монахов на приходах» был одобрен на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года.

В 2015 году началась работа над документом Положение о постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях. Тема первоначально была сформулирована следующим образом: «Ученое монашество сегодня: актуальные вопросы и перспективы развития». В процессе обсуждения проекта документа в большинстве полученных отзывов из епархий и духовных школ было высказано суждение против термина «ученое монашество», поскольку данное словосочетание не является удачным, так как делит монашествующих на две категории – «ученое» и «неученое», и может внести в среду монашествующих противопоставление и разделение.

В принятом в 2017 году Архиерейским Cобором Положении о монастырях и монашествующих в пункте 6.6 говорится о монашеских постригах в духовных школах, совершаемых согласно особому Положению, но подобного документа на тот момент не существовало. В этой связи Священный Синод решением от 28 декабря 2017 года поручил Комиссии разработать документ, регламентирующий практику монашеских постригов в духовных школах.

В ходе работы были проведены круглые столы с участием ректоров ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви: Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Коломенской, Нижегородской и Курской духовных семинарий, в частности, экспертное совещание в Москве в январе 2020 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Были получены положительные отзывы Учебного Комитета Русской Православной Церкви и Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Документ определяет порядок совершения пострига в учебном заведении, создание, при необходимости, монашеской общины при духовном учебном заведении и условия пребывания в ней.

Положение о постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях было утверждено на заседании Священного Синода 24 марта 2022 года.

Следующий документ – «Духовное руководство монашествующими в монастырях» – был взят в работу в 2016 году. Он готовился с целью развития разделов Положения о монастырях и монашествующих, касающихся духовного руководства насельниками. В нем изложены принципы святоотеческой традиции духовного руководства монашествующими, которая в течение веков обогащалась аскетическим опытом многих поколений подвижников. Как показывает опыт, наиболее благоустроенные монастыри обязаны своим духовным возрастанием сохраняемой традиции духовного руководства. Чтобы этот опыт стал доступнее монашествующим, его практические основы и были сформулированы в данном пособии.

Традиции духовного руководства не являются принадлежностью одного лишь древнего монашества, когда Церковь изобиловала духоносными старцами. Жития святых, которые подвизались в сравнительно недавнее время, уставы благоустроенных монастырей и поучения наставников монашества показывают, что духовное окормление может существовать и быть плодоносным в любое время. Сегодня Церковь стремится к возрождению внутренней жизни монастырей. Духовное руководство является основой жизни обители и призвано возвести монашествующих на должную духовную высоту.

Документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях» одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 9 января 2019 года. В своей резолюции Предстоятель посчитал полезным вручать данное пособие в качестве рекомендательного стажирующимся кандидатам на должности игуменов и игумений, а также недавно назначенным игуменам и игумениям в помощь в устроении духовного руководства в обителях.

Документ «Келейное правило монашествующего» начал разрабатываться в 2019 году.

Работа над ним была вызвана практической необходимостью в связи с возникающими у игуменов и насельников вопросами относительно совершения в обителях общего монашеского правила и келейной молитвы, а также распорядка внутренней монастырской жизни.

При всем многообразии вариантов совершения общего монашеского правила, уединенная келейная молитва остается неизменной частью молитвенного делания и необходимым условием духовного преуспеяния монашествующего. Игумены обителей призваны создать необходимые внешние условия для совершения всеми братиями личного келейного правила и озаботиться тем, чтобы возгреть в сердцах насельников любовь к уединенной молитве как к средству обретения живой связи со Христом. Изложенные в настоящем документе рекомендации могут быть использованы игуменами монастырей для их применения в практической жизни обителей в той мере, в какой они будут признаны полезными для духовного преуспеяния насельников.

Во время подготовки данного документа была проведена работа по сбору сведений о традициях келейного правила в практике современных обителей, как мужских, так и женских; на основе собранных материалов было создано специальное Приложение к документу с примерами келейного правила и основными типами внутреннего распорядка в связи с молитвенно-богослужебной практикой.

Документ «Келейное правило монашествующего» был одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 12 октября 2021 года и рекомендован к публикации. Силами Нижегородской митрополии документ был издан и передан в Синодальный отдел по монастырям и монашеству для распространения в обителях Русской Православной Церкви.

Следующий документ – «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников» – разрабатывался с 2019 года. Он содержит практические рекомендации для игуменов относительно практики принятия в монастырь и окормления новоначальных. В нем рассматриваются условия принятия в обитель, препятствия для поступления в монастырь, степени прохождения монашеского искуса, особенности пребывания новоначальных в монастыре и их окормления.

Документ уже прошел обсуждение в епархиях и был доработан согласно присланным отзывам. В настоящее время он передан в аппарат Межсоборного присутствия.

Документ «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов» был взят в работу в 2019 году.

Документ призван помочь монашествующим при осуществлении взаимодействия с внешним миром. Он включает обзор канонических определений и монашеских правил, касающихся отношений с внешним миром, рассматривает актуальные для современных монастырей формы взаимодействия с миром, содержит рекомендации для настоятелей и насельников монастырей. Последние касаются разделения монастырской территории на внутреннюю, закрытую для мирян, и общедоступную, приема родственников в обители, организации ухода за одинокими родителями насельников, взаимодействия с миром при выполнении послушаний.

Документ содержит раздел, посвященный работе монашествующих в социальных сетях. Присутствие в интернет-пространстве может нанести существенный вред душе монаха и вовлечь его в мирскую суету. В то же время социальные сети – это миссионерское поле Церкви, на котором необходимо сеять семена Слова Божия. В документе сформулированы правила для безопасной работы монашествующего в социальных сетях: присутствие монашествующего в социальных сетях возможно исключительно по благословению игумена; к послушаниям, связанным с работой в интернет-пространстве, должны привлекаться духовно опытные насельники; страницы в социальных сетях необходимо вести от лица монастыря, а не от лица насельника.

В настоящий момент документ передан в аппарат Межсоборного присутствия.

Таким образом, по всем девяти темам, направленным для разработки в Комиссию по вопросам организации жизни монастырей и монашества, были подготовлены документы. 7 из них одобрены, 2 находятся на рассмотрении в аппарате Межсоборного присутствия.

Опыт деятельности Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, как и опыт работы Межсоборного присутствия в целом, показывает, что соборным разумом можно взвешенно решать насущные проблемы нашей духовной жизни и давать на вызовы современности адекватные ответы в духе церковного предания.

От имени всех членов Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества сердечно благодарю Вас, Ваше Святейшество, за Вашу заботу и внимание к жизни монашествующих, постановку актуальных вопросов, требующих соборного разрешения, и Ваше личное участие в работе над документами Межсоборного присутствия.

Когда-то преподобный Сергий Радонежский ушел спасать свою душу в глухие леса. Он не помышлял ни о каком монастыре, но со временем вокруг него стала собираться братия, ищущая равноангельного образа жизни. И тогда Константинопольский Патриарх Филофей прислал ему устав общежительного монастыря, который был принят в его обители, а затем получил широкое распространение на Руси. Так и ныне Святейший Патриарх Кирилл имеет заботу и попечение об устроении монашеской жизни в нашей Церкви и принимает непосредственное участие в подготовке документов.

Призываю правящих архиереев, игуменов и игумений монастырей не только единожды ознакомиться с этими документами, но постоянно соотносить с ними жизнь во вверенных вам обителях. Эти документы имеют не сиюминутный характер. Основываясь на предании Церкви, они ориентированы в будущее и ставят своей целью подлинное возрождение монашества в Русской Православной Церкви.



[1] Положение о монастырях и монашествующих. I. Введение.

[2] Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви. II. Методические рекомендации по разработке внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви.

[3] Положение о монастырях и монашествующих. V.2.

[4] Положение о монастырях и монашествующих. IX.

[5] Священнослужение монахов на приходах. Указания по приведению практики служения монахов на приходах в соответствие с вышеизложенным. П. 1.



Источник: «Монастырский вестник»

119